Международные торгово-посреднические договоры
(организация зарубежного маркетинга)
International Trade-Intermediary Agreements

  • дистрибьюторские (distributorship)
  • агентские (agency)
  • агентско-дистрибьюторские (ADA) 'смешанные' контракты
  • посреднические (PIA)
  • продвижение под собственной маркой (private label)
  • иные маркетинговые соглашения (о неконкуренции, франчайзинг и др.)
  • комментарии, рекомендации, юридические советы, образцы контрактов
  • подробнеe о проекте

Concept of International Agency Contract ★

Концепция международного агентского договора

Concept of International Agency Contract

В международном бизнесе под агентским контрактом обычно понимается договор между поставщиком или производителем какой-либо продукции или услуг (иногда именуемым принципалом) и иностранным агентом, которым последний наделяется полномочиями представлять или действовать от имени принципала в отношениях с третьими лицами с целью организации сбыта продукции/услуг на местных рынках.

Образцы агентских контрактов:
 

Синонимы - агентский договор, агентское соглашение. На английском языке - agency / agent contract или agency / agent agreement.

В законодательстве различных стран, и в том числе российском, термин 'агент' имеет смысл, отличающийся от того, который иногда придается ему в коммерческом слэнге: он шире в той степени, в какой охватывает служащих, заключающих договоры с третьими лицами от имени их нанимателей (страховой агент, транспортный агент и т.п.). Но он уже в том смысле, что не подразумевает 'коммерческих агентов', которые покупают и продают от своего собственного имени - таких коммерческих агентов обычно называют дистрибьюторами, иногда дилерами.

Дистрибьютор, в отличие от агента, не является представителем принципала в правовом смысле, поскольку он не действует от имени поставщика и не подотчетен ему. Дистрибьютор покупает продукцию у поставщика и перепродает её ради своей прибыли и на свой страх и риск — см. подробнее наш комментарий о соотношении (разграничении) агентских и дистрибьюторских договоров.

Чтобы не было сомнений относительно того, что данный контракт является именно агентским, а не дистрибьюторским, рекомендуем включить в текст договора нижеследующие оговорки:

Агент не вправе заключать договоры с третьими лицами от имени Принципала или иным образом излагать обязанности Принципала перед третьими лицами. The Agent has no authority to make contracts on behalf of, or in any way to bind, the Principal towards third parties.
Принципал может по своему усмотрению принять или отвергнуть любой Заказ, переданный ему Агентом. The Principal may accept or reject any individual Order transmitted by the Agent at his own discretion.

 

 

 

Также при разработке агентских контрактов необходимо учитывать, что агентское соглашение создает три вида отношений:

  1. между принципалом и агентом;
  2. между принципалом и третьим лицом;
  3. между агентом и третьим лицом.

Первое является внутренним соглашением между принципалом и агентом, истинным агентским договором. Оно устанавливает права и обязанности этих двух сторон, масштаб полномочий агента и его вознаграждение. Второе является обычным договором купли-продажи, но в него вносятся некоторые черты, обусловленные тем, что продавец заключил договор через представителя. Третье взаимоотношение возникает только в исключительных обстоятельствах.

Правовые источники

При разработке настоящего комментария и типовых агентских контрактов  автор использовал следующие источники: "International Encyclopedia of Agency and Distribution Agreements" (International Bar Association Series) by Agustin Jausas; "Commercial Agency and Distribution Agreements: Law and Practice in the Member States of the European Community" by Guy-Martial Weijer; Руководство по составлению международных агентских контрактов (Публикация МТП № 410); "The Law and Practice of International Trade" by Clive M.Schmitthoff и др. специальную литературу.

Index | Типовые контракты 

© Кабышев Олег Анатольевич, адвокат, к.ю.н.
— разработка и перевод контрактов, договорных условий, комментариев.