Concept of International Agency Contract ★
Концепция международного агентского договора
В международном бизнесе под агентским договором обычно понимается соглашение между производителем или поставщиком какой-либо продукции или услуг (обычно именуемым принципалом / principal) и иностранным агентом, которым последний наделяется полномочиями представлять и/или действовать от имени принципала в отношениях с третьими лицами с целью организации продвижения и сбыта продукции/услуг на местных рынках.
Образцы агентских контрактов:
Понятие
Синонимы - агентский договор, агентское соглашение, агентский контракт. На английском языке - agency / agent contract или agency / agent agreement. На китайском языке - 代理合約.
В законодательстве различных стран, и в том числе российском, термин 'агент' имеет смысл, отличающийся от того, который иногда придается ему в коммерческом слэнге: он шире в той степени, в какой охватывает служащих, заключающих договоры с третьими лицами от имени их нанимателей (страховой агент, транспортный агент и т.п.). Но он уже в том смысле, что не подразумевает 'коммерческих агентов', которые покупают и продают от своего собственного имени - таких коммерческих агентов обычно называют дистрибьюторами, иногда дилерами.
Дистрибьютор, в отличие от агента, не является представителем принципала в правовом смысле, поскольку он не действует от имени поставщика и не подотчетен ему. Дистрибьютор покупает продукцию у поставщика и перепродает её ради своей прибыли и на свой страх и риск — см. подробнее наш комментарий о соотношении (разграничении) агентских и дистрибьюторских договоров.
Чтобы не было сомнений относительно того, что данный контракт является именно агентским, а не дистрибьюторским, рекомендуем включить в текст договора нижеследующие оговорки:
Агент не вправе заключать договоры с третьими лицами от имени Принципала или иным образом излагать обязанности Принципала перед третьими лицами. |
The Agent has no authority to make contracts on behalf of, or in any way to bind, the Principal towards third parties. |
Принципал может по своему усмотрению принять или отвергнуть любой Заказ, переданный ему Агентом. |
The Principal may accept or reject any individual Order transmitted by the Agent at his own discretion. |
Три вида отношений
Также при разработке агентских контрактов необходимо учитывать, что агентское соглашение создает три вида отношений:
- между принципалом и агентом;
- между принципалом и третьим лицом;
- между агентом и третьим лицом.
Первое является внутренним соглашением между принципалом и агентом, истинным агентским договором. Оно устанавливает права и обязанности этих двух сторон, масштаб полномочий агента и его вознаграждение. Второе является обычным договором купли-продажи, но в него вносятся некоторые черты, обусловленные тем, что продавец заключил договор через представителя. Третье взаимоотношение возникает только в исключительных обстоятельствах.
Правовые источники
При разработке настоящего комментария и типовых агентских контрактов автор использовал следующие источники: "International Encyclopedia of Agency and Distribution Agreements" (International Bar Association Series) by Agustin Jausas; "Commercial Agency and Distribution Agreements: Law and Practice in the Member States of the European Community" by Guy-Martial Weijer; Руководство по составлению международных агентских контрактов (Публикация МТП № 410); "The Law and Practice of International Trade" by Clive M.Schmitthoff и др. специальную литературу.