Concept of International Distributorship Agreement ★
Концепция международного дистрибьюторского договора
Дистрибьюторское соглашение представляет собой правовой механизм широко распространенного в современной мировой торговле способа продвижения (сбыта) товаров и услуг на зарубежных рынках.
Образцы дистрибьюторских контрактов:
- [Публикация № D2.b1] Типовое эксклюзивное дистрибьюторское соглашение американского типа (на продвижение машин и сложного / высокотехнологичного оборудования)
- [Публикация № D2.a1] Эксклюзивный дистрибьюторский контракт европейского типа (на продвижение потребительских товаров и несложного оборудования)
- [Публикация № D2.b2] Дистрибьюторское соглашение на продвижение в Российской Федерации китайского электрического / механического оборудования (中国机电设备在俄罗斯联邦销售经销协议)
- [Публикация № D2.a1cn] Эксклюзивный китайско-российский дистрибьюторский контракт (на продвижение потребительских товаров и несложного оборудования)
- [Публикация № D2.c2] Генеральное дистрибьюторское соглашение на продвижение (японской) электронной продукции ((ロシア/ EAEU)における特定の(日本)製品の販売に関する基本合意)
- [Публикация № D2.c3] Договор о дистрибьюции вакцин, лекарственных препаратов, БАДов и на оказание услуг (продвижение вакцин, лекарственных препаратов, БАДов и аналогичной медицинской / фармацевтической продукции, распространяемой в аптечных флаконах, пузырьках, бутылях, бутылочках, баночках и т.п.)
- [Публикация № I1.с1] Эксклюзивное дистрибьюторское соглашение на программное обеспечение + Лицензионное соглашение с конечным пользователем)
- [Публикация № I3.a1] Эксклюзивный дистрибьюторский франчайзинговый договор (продвижение услуг / товаров под наименованиями, товарными знаками, знаками обслуживания, брендами, логотипами, с использованием ноу-хау и фирменного стиля, принадлежащими владельцу франчайзинговой системы)
В самом общем виде международный дистрибьюторский контракт это коммерческий договор, в соответствие с которым иностранному дистрибьютору предоставляется право, иногда эксклюзивное или исключительное, представительства на определенной контрактной территории, в отношении определенной продукции или услуг в течение определенного периода времени. Другими словами дистрибьютору на определенное время и на определенной территории предоставляется право продавать определенную продукцию и оказывать определенные услуги с использованием наименования и товарных знаков или логотипов зарубежного производителя.
Для наименования подобных соглашений используются термины: на русском языке - дистрибьюторский контракт, дистрибьюторский договор, дистрибьюторское соглашение; на английском языке - distributor(ship) contract, distributor(ship) agreement; на немецком языке - vertriebsvertrag, иногда также употребляется - vertragshandler-vertrag; на французском языке - contrat de distribution, иногда также употребляется - concession commerciale, concession de vente; на китайском языке - 分銷合同.
Для обозначения дистрибьютора на практике часто используются термины "агент" ("agent"), "коммерческий агент" ("commercial agent"), "генеральный агент" ("general agent") и т.п., что строго говоря является не совсем точным, т.к. в праве термин агент имеет отличное содержание (см. соотношение агентских и дистрибьюторских контрактов). Иногда применяются термины "importer" или "general importer" чтобы подчеркнуть то обстоятельство, что дистрибьютор отвечает за организацию сбыта в конкретной стране. При этом нужно понимать, что дистрибьютор не является простым оптовым перепродавцом - он имеет более тесные связи с производителем или поставщиком продукции.
В частности, можно выделить следующие характерные черты дистрибьюторских отношений:
- в качестве перепродавца дистрибьютор осуществляет продвижение и/или организацию сбыта на закрепленной за ним территории (так называемая контрактная территория);
- производитель утрачивает привилегированное положение на контрактной территории и иногда предоставляет дистрибьютору эксклюзивное право на сбыт;
- дистрибьюторские отношения устанавливаются на согласованный и обычно достаточно большой период времени - дистрибьюторские связи по определению не могут быть эпизодическими;
- в период действия дистрибьюторского договора между дистрибьютором и производителем (поставщиком) зачастую возникают тесные партнерские связи. Т.к. последний заинтересован в увеличении сбыта продукции, дистрибьютору оказывается всестороннее содействие - обучение песонала дистрибьютора, информационная и рекламная поддержка и т.п.;
- сбыт продукции сопровождается обычно ограничением свободы действий дистрибьютора, в частности обязательством воздерживаться от конкуренции;
- почти всегда дистрибьютор осуществляет сбыт товаров под соответствующими товарными знаками и логотипами производителя.
Правовые источники
При разработке настоящего комментария и типовых дистрибьюторских контрактов автор использовал следующие информационно-правовые источники — "The Best Nonfranchise Business Opportunities/the Smart Entrepreneur's Guide to Dealerships, License Agreements, Distributorships, and More" (Andrew J. Sherman, Donna Tozzi Cavanagh), Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений (Публикация МТП № 441), "The Law and Practice of International Trade" (Clive M.Schmitthoff), "Distributorship, Franchising, Agency Community and National Laws and Practice in the Eec" (Roberto Baldi) и др. специальную литературу.