Classification of International Franchise Contracts ★
Классификация международных франчайзинговых контрактов
(договоров о франшизе)
В современной деловой практике обычно различаются три виды международных франчайзинговых контрактов (договоров о франшизе):
(1) Дистрибьюторские франчайзинговые контракты
Франчайзинговый контракт может быть заключен в сфере торговли или услуг. В этом случае он называется дистрибьюторским франчайзинговым контрактом (или дистрибьюторским соглашением о франшизе) и регулирует распространение товаров и/или предоставление услуг под наименованием франчайзера в обмен на финансовую компенсацию.
Работая в таком формате франчайзи обычно получает право на сбыт изделий, производимых или поставляемых им или на распространение услуг, опять таки предоставляемых им под товарными знаками, брендами, знаками обслуживания, логотипами и с использованием ноу-хау, принадлежащими лицензиару (франчайзеру) и на основе коммерческого ноу-хау и коммерческого содействия последнего. Иногда в рамках дистрибюторских договоров, франчайзи также продвигают прдукцию, поставляемую франчайзером.
В качестве понятного всем примера можно привести сеть ресторанов McDonald's (в России сейчас 'Вкусно — и точка'), в которой владельцы отдельных рестораций работают на основании франчайзинговых договоров.
(2) Контракты о промышленной франшизе
Франчайзинговый контракт также может быть заключен в сфере промышленного производства. В этом случае он называется договором (контрактом) о промышленной франшизе и регулирует производство товаров под наименованием франчайзера в обмен на определенную финансовую компенсацию.
В рамках данного договора франчайзи предоставляется право на производство определенного вида товаров с использованием интеллектуальной собственности франчайзера (товарные знаки, патенты, ноу-хау). Франчайзер также предоставляет франчайзи техническое содействие, обучение персонала и т.п.
(3) Контракты мастер-франчайзинга
Если договорная территория, на которой предполагается развивать франшизную сеть, достаточно велика (например, охватывается границами страны или группы стран), то развивать сеть предпочтительней с помощью посредника - мастер-франчайзи, которому франчайзер на основании соглашения о мастер-франчайзинге (master franchise agreement) предоставляет право 'создавать франшизу' (или другими словами заключать субфранчайзинговые соглашения) на договорной территории.
В обмен на финансовую компенсацию (обычно периодическую) мастер-франчайзи получает право использовать франшизу для заключения соглашений о франчайзинге с третьими лицами, именуемыми франчайзи. Для реализации таких соглашений могут быть использованы различные механизмы договорных связей.
Франшизная сеть в силу размера договорной территории часто развивается посредником - мастер-франчайзи, которому франчайзером предоставляется право создать франшизу на договорной территории. В обмен на финансовую компенсацию мастер-франчайзи получает право использовать франшизу для заключения соглашений о франчайзинге с третьими лицами, именуемыми франчайзи. Можно сказать, что соглашение о мастер-франшизе регламентирует развитие франшизы.
Для реализации договоров мастер-франчайзинга могут быть использованы различные механизмы договорных связей, в том числе:
- поручение, по которому мастер-франчайзи представляет франчайзера;
- дистрибьюторство, по которому мастер-франчайзи выступает в качестве суб-франчайзера; и/или
- совместная деятельность (joint venture), в которой мастер-франчайзи действует в качестве франчайзера.
Каждый из этих механизмов исходит из того, что контракт франчайзинга должен быть заключен между мастер-франчайзи, действующего от своего имени или по поручению франчайзера, и местными франчайзи (или правильнее субфранчайзи), которые обязуются следовать стандартам франчайзера.