Concept of International Franchise Agreement ★
Концепция международного франчайзингового контракта
Франчайзинговый контракт представляет собой особый тип лицензионного договора на передачу прав на использование интеллектуальной собственности. В соответствие с ним лицензиар (франчайзер) выдает иностранному лицензиату (франчайзи) лицензию на ведение определенных деловых операций под наименованием, под товарными знаками, брендами, логотипами и с использованием ноу-хау, принадлежащим лицензиару. В рамках франчайзингового договора также часто передаются лицензии на использование объектов промышленной собственности, таких как методы предпринимательской деятельности (ноу-хау) и патенты, а также оказывается техническое и коммерческое содействие бизнесу франчайзи.
Франчайзинговая лицензия чаще всего выдается в обмен на прямую (роялти) или косвенную финансовую компенсацию (встречные услуги и проч.) и обычно предполагает получение франчайзером вознаграждения в течение срока действия контракта.
Учитывая, что деятельность лицензиата может нанести ущерб деловой репутации лицензиара, последний нередко приобретает право осуществлять жесткий контроль за разрешенной деловой активностью франчайзи в течение срока действия лицензии. Это обстоятельство придает франчайзинговым соглашениям определённое сходство с агентскими контрактами, где агент также занимает подотчетное положение по отношению к принципалу.
Наиболее часто франчайзинговые контракты используются в следующих отраслях:
- в области розничной торговли (сети фирменных магазинов);
- в бьюти индустрии (парикмахерские, салоны красоты);
- в области бытового обслуживания;
- в гостиничном бизнесе;
- в общественном питании (сети кафе, ресторанов, закусочных и проч.);
- в энергетическом секторе (бензозаправки) и т.д.