Concept of International Franchise Agreement ★
Концепция международного франчайзингового контракта (контракта)
В самом общем смысле франчайзинговый международный договор [контракт] представляет собой особый тип лицензионного договора на передачу прав на использование интеллектуальной собственности иностранным лицензиатом (франчайзи) для продвижения контрактной продукции или услуг.
В соответствие с международным франчайзинговым договором лицензиар (франчайзер) выдает иностранному лицензиату (франчайзи) лицензию на ведение определенных деловых операций под наименованием, товарными знаками, брендами, знаками обслуживания, логотипами и с использованием ноу-хау, принадлежащими лицензиару. В рамках франчайзингового договора также часто передаются лицензии на использование объектов промышленной собственности, таких как методы предпринимательской деятельности (ноу-хау) и патенты, а также оказывается техническое и коммерческое содействие бизнесу франчайзи.
Франчайзинговая лицензия чаще всего выдается в обмен на прямую (роялти) или косвенную финансовую компенсацию (встречные поставки, встречные услуги и проч.) и обычно предполагает получение франчайзером вознаграждения в течение всего срока действия контракта.
Учитывая, что деятельность лицензиата может нанести ущерб деловой репутации лицензиара, последний нередко приобретает право осуществлять жесткий контроль за разрешенной деловой активностью франчайзи в течение срока действия лицензии. Это обстоятельство придает франчайзинговым соглашениям определённое сходство с агентскими контрактами, где агент также занимает подотчетное положение по отношению к принципалу.
Наиболее часто франчайзинговые контракты используются в следующих отраслях:
- в области розничной торговли (сети фирменных магазинов);
- в бьюти индустрии (парикмахерские, салоны красоты);
- в области бытового обслуживания;
- в гостиничном бизнесе;
- в общественном питании (сети кафе, ресторанов, закусочных и проч.);
- в энергетическом секторе (бензозаправки) и т.д.
Правовые источники
При разработке настоящего комментария и типовых франчайзинговых договоров автор использовал следующие источники: Big Money in Franchising: Scaling Your Enterprise in the Era of Private Equity' by Alicia Miller; Non-Food Franchising: The Better Path to Business Ownership by Jon Ostenson; Franchise Your Business: The Guide to Employing the Greatest Growth Strategy Ever by Mark Siebert and John Leonesio; Руководство Унидруа о международных соглашениях мастер-франчайзинга (Unidroit Guide to International Master Franchise Arrangements); Типовой контракт международного франчайзинга Международной торговой палаты (МТП) (с комментариями). Для международной, прямой и простой предпринимательской франшизы (International Chamber of Commerce (ICC) Model International Franchising Contract (with commentary). For international, direct/unit, business format franchises); "The Law and Practice of International Trade" by Clive M.Schmitthoff и др. специальную литературу.