Principal Types of International Agency Contracts ★
Основные виды международных агентских контрактов
Основное разграничение агентских контрактов может быть проведено в зависимости от вида сбываемой продукции/услуг - контракты на сбыт оборудования, готовых промышленных изделий, сырья и полуфабрикатов, на услуги и т.п.
С точки зрения объема полномочий агента следует различать эксклюзивные (или исключительные) и неэксклюзивные (неисключительные) агентские контракты - см. подробнее ниже.
В зависимости от характера взаимоотношений агента и конечного потребителя продукции/услуг можно выделить агентские контракты, в соответствие с которыми агент раскрывает или не раскрывает потребителю факт наличия между ним и принципалом агентских отношений:
Агент, раскрывающий сущность своего представительства покупателю, которому он продает товары, действует просто как рупор принципала, при условии, что он не превышает свои действительные или мнимые полномочия. Между агентом и клиентом заключается договор купли-продажи, и агент полностью исчезает из правового поля, за исключением тех случаев, когда агент на основании специального сервисного контракта с принципалом осуществляет гарантийное обслуживание проданной продукции и некоторые другие функции.
Если же агент не раскрывает сущность своего представительства, то характер его отношений с потребителями приближается к дистрибьюторским отношениям. В этом случае последнии вправе предъявлять агенту претензии.
В международной торговле полномочие, которое принципал предоставляет независимому агенту за границей, обычно выражается в одной из двух форм - на этом основании различается также два типа агентских контрактов:
- Контракт, в соответствие с которым агент уполномочен искать на своей территории, вести переговоры и представлять клиентов (покупателей) принципалу, оставляя решение о заключении возможного договора последнему;
- Контракт, в соответствие с которым агент уполномочен искать на своей территории, вести переговоры и заключать договоры с клиентами от имени принципала.