Principal Types of International Agency Contracts ★
Основные виды (типы) международных агентских договоров
Основное разграничение агентских договоров может быть проведено в зависимости от вида продвигаемых благ - контракты на продвижение промышленных изделий (машины, оборудование, станки и проч.) и контракты на продвижение услуг (страховые, профессиональные, медицинские, транспортные, юридические, консалтинговые).
С точки зрения объема полномочий агента следует различать эксклюзивные (или исключительные или единоличные) и неэксклюзивные (неисключительные) агентские договоры - см. подробнее здесь.
В зависимости от характера взаимоотношений агента и конечного потребителя контрактной продукции или услуг можно выделить агентские контракты, в соответствие с которыми агент раскрывает или не раскрывает потребителю факт наличия между ним и принципалом агентских отношений:
- Агент, раскрывающий сущность своего представительства покупателю, которому он продаёт товары, действует просто как рупор принципала, при условии, что он не превышает свои действительные или мнимые полномочия. Между агентом и клиентом заключается договор купли-продажи, и агент полностью исчезает из правового поля, за исключением тех случаев, когда агент на основании специального сервисного контракта с принципалом осуществляет гарантийное обслуживание проданной продукции и некоторые другие функции.
- Если же агент не раскрывает сущность своего представительства, то характер его отношений с потребителями приближается к дистрибьюторским отношениям. В этом случае последнии вправе предъявлять агенту претензии в связи с качеством поставленной продукции или оказанных услуг.
В современной международной торговле полномочие, которое принципал предоставляет независимому агенту за границей, обычно выражается в одной из двух форм — на этом основании также можно выделить два типа агентских договоров:
- Контракт, в соответствие с которым агент уполномочен искать на своей территории, вести переговоры и представлять клиентов (покупателей) принципалу, оставляя решение о заключении возможного договора последнему;
- Контракт, в соответствие с которым агент уполномочен искать на своей территории, вести переговоры и заключать договоры с клиентами от имени принципала.