Definition of Contract Territory in Agency and Distribution Contracts ★
Определение контрактной территории в дистрибьюторских и агентских (торгово-посреднических) договорах
В международных дистрибьюторских и агентских договорах, а также в некоторых иных торгово-посреднических соглашениях, подлежит четкому определению контрактная (или договорная) территория - т.е. территория на которой дистрибьютор (агент, реселлер, торговый представитель) вправе осуществлять свою деятельность. В качестве контрактной территории может выступать группа стран (ЕАЭС, ЕС, MENA, LATAM, США + Канада и т.п.), территория отдельной страны (например, Россия, Казахстан) или части страны / региона (например, Москва и Московская область). Любая неточность в определении контрактной территории может повлечь за собой возникновение споров в отношении границ данной территории и территорий других торговых представителей. Также возможны споры с самим принципалом (производителем), который в соответствие с основным договором может сохранить за собой право на самостоятельный сбыт вне пределов контрактной территории.
Намерение не предоставлять дистрибьютору (торговому представителю) прав осуществлять и/или принимать заказы от существующих или потенциальных клиентов на договорной территории в отношении товаров, которые предназначены для потребления или использования за пределами указанной территории, о чем он знает или должен знать, должно быть уточнено в ясной форме в тексте дистрибьюторского или иного торгово-посреднического соглашения.
Данное правило ↑ в числе прочих может иметь значение для защиты маркированных изделий или товарных знаков в третьих странах. Кроме того, доверитель обязан гарантировать, что одна и та же продажа не будет являться объектом последующих требований об уплате комиссионных со стороны нескольких агентов. Положения данного типа должны быть изучены весьма тщательно: они могут противоречить применимому законодательству об ограничительной практике. По общему правилу к агентским контрактам не применяются запрещения, относящиеся к соглашениям о предоставлении права продажи или дистрибьюторским контрактам, т.е. к договорам с покупателями - перепродавцами.
Указанный принцип, который признается также судебной практикой США (запрет на соглашения об объединениях) не применим к контрактам исключительного представительства, заключаемым с коммерческими агентами, т.е. к контрактам, по которым последние обязуются на значительной части ЕС: вести переговоры по сделкам от имени предприятия; заключать их от имени и за счет последнего, или заключать их от своего имени, но за счет последнего.
Однако данный принцип не является абсолютным. По общему правилу запрещение в отношении соглашений может применяться, когда торговый представитель (1) должен выступать или выступает как собственник крупного склада товаров, являющихся предметом контракта; (2) должен организовывать, осуществлять или обеспечивать за свой счет бесплатное техническое обслуживание клиентуры или организует; осуществляет или обеспечивает такое обслуживание; (3) может определять или определяет цены или условия сделки.